18 мая 2017

Роботы и юристы: новые горизонты профессии

Способы эффективного внедрения IT-решений в работу юриста и влияние роботов на деятельность специалистов обсудили эксперты в рамках дискуссионной сессии «Роботы и Юристы: новые горизонты профессии» на VII Петербургском Международном Юридическом форуме.

Модератором сессии выступил директор по правовым вопросам ПАО «МегаФон» Сергей Переверзев. В обсуждении приняли участие руководитель проектов в области корпоративного права S&K Вертикаль Михаил Ильин, вице-президент, заместитель генерального советника по юридическим вопросам Microsoft Стив Краун, партнер iRights.Law Тиль Крейцер, основатель «Право.ру» Алексей Пелевин, юрисконсульт ООО «ИБМ Восточная Европа/Азия» Александр Савельев и генеральный директор Infotropic Media Хольгер Цшайге.

Открывая дискуссию, директор по правовым вопросам ПАО «МегаФон» Сергей Переверзев обобщил главные тренды автоматизации различных процессов в юридической практике. По его мнению, важно учитывать перевод стандартных документов в электронный вариант, попытки перевести общение с юристами в онлайн-режим, а также применение нейронных систем и других технологий. Модератор сессии отметил, что некоторые специалисты не спешат одобрять введение роботов и технологий в повседневный рабочий процесс. Они опасаются, что роботы могут оставить их без работы и пошатнут рынок труда. Кроме того, вопросы вызывает применение математических методов к обработке информации и «уход» от человеческого участия в деле.

Основатель «Право.ру» Алексей Пелевин выступил за внедрение новых технологий и представил аудитории статистику популярной у юристов системы «Картотека арбитражных дел» за прошлый год. «Сегодня в «Картотеке» более 20 миллионов арбитражных дел, а за каждые два часа из нее скачивается около 70 000 дел. Согласно данным 2016 года, ежедневно системой пользуется 1,5 миллиона человек. Все эти пользователи уникальны», - рассказал специалист. Свое мнение в пользу технологий выразил и партнер iRights.Law Тиль Крейцер. «Вспомогательные технологии повлияют на работу юристов и на всю профессию в целом, потому что могут заменить живых людей. Это не интеллектуальные технологии, не искусственный интеллект, про который мы знаем из научно-фантастических фильмов. Они могут оставить «за бортом» помощников юристов или стажеров, но не всех. Я не вижу в этих технологиях существенных проблем или минусов. Главное, чтобы люди имели понимание, как правильно использовать новые возможности», - прокомментировал эксперт. Специалист подчеркнул, что вспомогательные технологии смогут избавить юристов от ежедневной рутины, и рассказал, что в США уже существуют сервисы, которые могут прогнозировать события.

В ходе дискуссии сторонников и противников современных технологических решений высказались и участники, придерживающиеся нейтральной позиции. «Я не могу себя отнести к какому-либо лагерю мнений. Автоматизация произойдет без учета суждений юристов на этот счет. Мы все будем вынуждены подстраиваться под новые правила игры, иначе рискуем быть неконкурентоспособны. В целом я не считаю, что при автоматизации рабочего процесса людей на улицу будут выгонять «пачками», - отметил юрисконсульт ООО «ИБМ Восточная Европа/Азия» Александр Савельев. Он также рассказал слушателям о природе смарт-контракта и привел в пример музыкальную аллегорию: «В эпоху смарт-контрактов и автоматизации, юрист - это своего рода дирижер, который руководит целым оркестром из роботов или электронных агентов. Но он должен быть готов отбросить дирижёрский пульт, взять в руки альт и самому направить звучание в нужное русло», - отметил специалист.

В завершение беседы вице-президент, заместитель генерального советника по юридическим вопросам Microsoft Стив Краун напомнил слушателям, что именно юристы помогают обществу функционировать наиболее эффективно, а генеральный директор Infotropic Media Хольгер Цшайге добавил, что одной из главных тенденций ближайших пяти лет станет развитие технологического процесса.

Завершая дискуссию, модератор сессии отметил, что не стоит избегать внедрения технологий в работу юристов, но стоит подходить к процессу автоматизации с умом.